В понедельник 12-го в Москве в Доме Архитектора откроется выставка Алексея Неймана.
Считаю его одним из лучших из ныне живущих на территории бывшего СССР живописцев и одним из лучших акварелистов западного полушария (про восточное судить, сидя по эту сторону пруда, никак невозможно).
Выставка продлится ровно неделю.
Лапидарный текст известного художественного критика Анатолия Кантора, который не казался мне удачным, но доносил некую «базовую» информацию, к сожалению, исчез из сети.
Ниже фрагмент из моей давней рецензии на коллективную выставку Группы “Куст” в одной из московских галерей, в нескольких экспозициях которой Алексей одно время участвовал ("ХЖ", 1996):
...Это третье за три года совместное «выступление» группы, скромно растущей где-то на обочине художественно-тусовочного “мэйн-стрима”. Но живописцы, вставшие под сень столь ботанического названия, совсем не новички и почти не аутсайдеры. Каждый из них успел немало наработать и поколесить со своими выставками, коллективная география которых охватывает едва ли не пол-Европы <...>
Даже группой их можно назвать не в совсем современном смысле. Скорее, это товарищество близких по духу и лирическому восприятию. И только отчасти по пластическому выражению. Их объединяют не столько вкусы и стилистические пристрастия, сколько отношение к мастерству и наследию культуры. Живое и, одновременно, благоговейное, оно более, чем оправдывает их совместность, и делает выставку, чем-то напоминающую дневниковую лирику, собранную в книжку, артистичной, обаятельной, но, при этом, экзистенциально наполненной и глубокой. Здесь не очередной факт «художественного процесса», а совместный акт художественного преклонения перед жизнью.
У художников “Куста” есть общая черта, на первый взгляд противоречащая почитанию мастеров и мастерства – своеобразная импровизационность. И дело не только в том, что в экспозиции преобладали капризная и труднопредсказуемая акварель, мимозная пастель, скрупулезные офорт и сухая игла. Культ мастерства необязательно программирует путь к результату. Кажется, и сам результат, несмотря на очевидную чуждость “Куста” авангардизму, часто складывается и проясняется в процессе «создания художественного образа» (прошу прощения за вынужденный трюизм). Это отсутствие заданности, экзистенциальная открытость читается не только в том, как они достигают результата, но, с неизбежностью, и в самом «содержании».<...>
Алексей Нейман кажется самой традиционной ветвью “Куста”. Последовательный ученик так и не признанного классиком Владимира Вейсберга, он <...> продолжает работать в традиционных графических техниках и традиционных жанрах – пейзаже, портрете и натюрморте.
Его акварели лишены литературности, знаковости и не подкрашены жанровым оживляжем. Он обходится без дежурной красивости и не пользуется окружающим миром для «самовыражения» и, тем более, самолюбования. Ему удается открыть в повседневном и обыденном гармонию первозданности. Это своего рода мистический реализм без мистики и мистификации. По свободе владения материалом, органичной живописности, интонационной чистоте и композиционной завершенности Нейман ближе всего к акварелям Фалька. Сдержанность, лаконичность и колористическая деликатность его работ не может скрыть, что он - прежде всего лирик. У него нет посторонних идей, но именно он, возможно, самый герметичный из группы. Ибо единственный говорит на языке чистой живописи...
Subscribe to:
Post Comments (Atom)
No comments:
Post a Comment